© 2011 admin. All rights reserved. Н. Свищов-Паола. Блондинка

Фотограмма

Техника фотограммы была известна очень давно.

Ранние фотографические эксперименты основывались на получении изображения предметов, положенных на светочувствительный материал и освещенных достаточным количеством света. Например, в 1827 году немецкий ученый Иоганн Генрих Шульце выкладывал на порошке, содержащем азотнокислое серебро, вырезанные буквы и под светом получал отчетливые надписи. Таким же способом на светочувствительных материалах получал различные «рисунки» более 120 лет назад английский ученый Тальбот.

Описание современной техники получения фотограмм показывает ее возможности не только в области занимательной фотографии.

Большинство фотомастеров печатают свои фотографии сами, так как в позитивном процессе не только уточняется, но часто создается новая композиция, придумывается технология изобразительного решения фотографии.

Даже самая простая техника, например получение снимка в светлой тональности или, наоборот, в виде графического силуэта (фото А. Антипенко «Ветряная мельница»), требует от автора так называемого «чуть-чуть», которое и определяет границу между обычным любительским снимком и художественной фотографией.

Особенно велико значение позитивного процесса и лабораторной обработки для получения снимков, стилизованных под графику, линогравюру, живопись и т. д. Это не означает, что фотографы занимаются имитацией под графику и живопись. В основе остается природа фотографического изображения, которое в результате различных приемов «очищается» от лишних деталей или стилизуется в определенных, задуманных автором тональных переходах.

В ряде случаев изображение строится в негативных тонах. Например, черный негативный контур в снимке Б. Алешкина «Танец» хорошо подчеркивает движение, а белые силуэты птиц на черном фоне в снимке Я. Крейцберга «Ночной полет» создают ощущение ночи.

Считать негативное изображение как нечто нереалистическое, формальное не всегда правильно. И в самой жизни позитивной стороне всегда противопоставляется негативная (день — ночь, жара — холод, радость — горе, тело — антитело и т. д.). Естественно, что если рассматривать фотографию как чисто документальную фиксацию происходящих событий и явлений, негативное изображение не может быть окончательным.

Хаиме Хорба Ауле с. Брижитт

Смотрите также: