© 2011 admin. All rights reserved. В. Xолстых. Цвета большого города

Композиция в фотографии

Как известно, в основе изобразительного решения фотографии лежит композиция, которая предполагает расположение изображаемых объектов на определенном формате кадра, перспективное построение элементов изображения, их масштабные сочетания и показ в определенном ракурсе; цвето-тональное построение элементов изображения в определенных сочетаниях интервалов яркостей, направлении света, цветовой гаммы.

В обычной фотографии композиция изображения в кадре строится или выбирается до включения затвора фотоаппарата. Изображение на снимке представляет документальную фотографическую запись того, что происходило в момент экспонирования светочувствительного мате-риала перед объективом фотоаппарата.

Фотография, изображение на которой отличается от того, что видел фотограф в момент съемки, предполагает применение особых приемов съемки или печатания. Эти приемы позволяют более свободно находить изобразительную форму, соответствующую замыслу. В этом случае работу фотографа можно сравнить с работой художника, живописца, который, работая, например, над пейзажем, в зависимости от своего замысла, отталкиваясь от своих впечатлений и ранее сделанных этюдов, создает новую композицию. При этом он широко использует элементы из разных этюдов, выбрасывает все ненужное, не работающее на тему, и обобщает подробности.

Выше приводился пример из работы В. Богатырева над фотографией к очерку «Вода в нашей жизни», в которой комбинированное изображение из разных элементов создает выразительную композицию на заданную тему.

Посмотрите на замечательный по своему настроению и тональным переходам снимок В. Якобсона «Последний лист» (серебряная медаль). Уберите из него размытый силуэт фигуры человека, и он утратит свою прелесть. Получится обычный макроплан. Мы не знаем, каким способом включен в снимок силуэт человека, но аналогичный результат легко получить при печатании путем засветки фотобумаги через вырезанное отверстие в непрозрачной маске.

Более сложным приемом или их сочетанием, очевидно, получен снимок А. Субханкулова «Осенний мотив» (грамота за интересное изобразительное решение). Та же тема, но решена она по-другому в смысле настроения, композиционного приема и техники выполнения. Кроме силуэта фигуры человека здесь искусственно создано изображение диска заходящего за горизонт солнца.

Б Миндель. Балет

Смотрите также: