© 2012 admin. All rights reserved.

Работа с затенителями

В процессе печатания часто используют различного рода затемнители. С их помощью создают необходимую тональность изображения: притемняя или, наоборот, высветляя отдельные его участки. Затемнителями служат нейтрально-серые оттененные фильтры, запудренные или закопченные стекла, различные сетки с отверстиями и др.

Работа с затенителями — процесс довольно тонкий, требующий некоторых знаний, навыка и вкуса. Надо уметь найти нужную степень резкости и форму оттенения, создать незаметность перехода от светлых участков изображения к более темным, растушевать и смягчить второстепенные детали.

В отличие от затенителей, которые частично задерживают свет, идущий через объектив увеличителя, маски и контрмаски его совершенно не пропускают, предохраняя от экспонирования отдельные участки фотобумаги.

При работе с промежуточными масками, находящимися между объективом и экраном копировальной рамки, в зависимости от предстоящей работы и характера изображения, надо учитывать степень резкости их границы на фотобумаге. Чем ближе маска к фотобумаге, тем резче ее

граница и тем точнее должно быть ее совмещение с контрмаской. Как и при съемке, маски изготовляют из плотной черной матовой бумаги или тонкого картона.

Для крепления масок необходимо иметь приспособление, позволяющие устанавливать между объективом увеличителя и фотобумагой различные насадки, затенители и маски. Если нет возможности изготовить специальное приспособление, можно пользоваться различными подставками или струбцинами для крепления рамки с маской. Рамку для фотобумаги нужно закреплять на доске увеличителя.

Хорошие результаты можно получать при работе с двумя увеличителями. Два увеличителя позволяют проецировать изображение с двух негативов на один лист фотобумаги. Так, если в один увеличитель поставить негатив пейзажа, в который требуется впечатать облака, а во второй вставить негатив облаков, то с помощью маски, поставленной перед объективом одного увеличителя, и контрмаски, поставленной перед объективом другого увеличителя, на экране копировальной рамки можно получить готовое комбинированное изображение. Яркость одного изображения по отношению к яркости другого регулируют диафрагмой каждого объектива или специально смонтированным реостатом.

Как показала практика, более удобно применять для печатания систему сдвоенных проекционных фонарей, имеющих объективы с различными фокусными расстояниями (порядка 50 и 100 мм). Разница фокусных расстояний позволяет располагать проекционные фонари один над другим с минимальным угловым параллаксом. Для уменьшения параллакса можно использовать схему, показанную на изображении. С помощью растрового или полупрозрачного зеркала параллакс между объективами проекционных фонарей можно свести к нулю.

Промышленность не выпускает специальных приспособлений для печатания с масками и применения двух проекционных фонарей, поэтому фотолюбителям приходится все делать самим.

В ряде случаев печатание с масками предполагает съемку с соблюдением определенных условий. Например, требуется создать фотографию с изображением одного и того же человека в разных участках кадра. Для этого с одной точки надо снять три негатива, на которых изображение человека должно находиться в разных местах кадра. Естественно, экспозиционные условия и обработка всех негативов должны быть совершенно одинаковыми.

Процесс совмещения негативов происходит следующим образом. Сначала в увеличитель заряжают первый негатив и проецируют его через красный светофильтр на фотобумагу. На фотобумаге карандашом отмечают некоторые неподвижные элементы кадра. Между объективом увеличителя и фотобумагой устанавливают маску и производят первое экспонирование. Закономерности установки маски при печатании те же: чем ближе маска к светочувствительному слою, тем резче ее граница. После первого экспонирования в увеличитель вставляют второй негатив, по карандашным отметкам его изображение через красный светофильтр совмещают с изображением первого негатива и устанавливают ранее экспонированный участок, перекрывают его контрмаской, а маску отодвигают до второго положения. После второго экспонирования в увеличитель вставляют третий негатив, который так же совмещают по карандашным отметкам с изображениями предыдущих негативов. Затем контрмаску совмещают с новой границей, после чего маску убирают и производят третье экспонирование. По этой схеме получен снимок на рисунке, на котором в трех частях кадра снят один и тот же спортсмен.

Смотрите также: