© 2012 admin. All rights reserved.

Совмещение изображений при проекционном печатании

Приемы проекционного печатания позволяют непосредственно на фотобумаге производить различные совмещения изображений с разных негативов. Эта возможность используется как творческий прием работы над композицией снимка и получения некоторых изобразительных эффектов.

Основой техники монтажа при печатании служит многократное экспонирование и маскирование. В ряде случаев многократное экспонирование используют для создания несколько условной изобразительной формы с различного рода сопоставлениями, сравнениями и обобщениями изображений, полученных с нескольких негативов.

Технология многократного экспонирования заключается в последовательном печатании изображений с нескольких негативов на один лист фотобумаги. При этом каждое изображение можно проецировать как на весь формат бумаги, так и на отдельные его участки.

Процессу печатания должна предшествовать подготовка в плане поиска наилучшего композиционного решения. Для этого с каждого негатива печатают несколько фотографий разного формата, затем, выбирая наиболее подходящие изображения, делают монтаж-заготовку будущего снимка. Таким образом находят композиционный прием объединения нескольких изображений, продумывают масштабные и тональные соотношения между отдельными элементами, намечают экспозиционные варианты и степень притемнения отдельных участков.

Лишь после того, как найден лучший вариант изобразительного решения и продумана последовательность работы, приступают к созданию комбинированного изображения на листе фотобумаги путем проекционного печатания. Масштаб каждого изображения, степень резкости отдельных деталей, форму и степень резкости затемнения — все это сравнивают и контролируют по предварительно сделанной заготовке.

Заранее задуманные композиции требуют съемки объектов в определенных световых условиях и масштабных отношениях. При этом в отличие от многократного экспонирования, в данном случае съемка объектов производится не на черном, а на ровно освещенном белом фоне. Белый фон в негативе создает большую плотность, которая позволит экспонировать на фотобумагу только нужный объект. Подтвердим сказанное примером. На картинке показана фотография, последовательно напечатанная с двух негативов. Изображение гусей при съемке проецировалось на яркое небо, которое создало в негативе большую плотность. Во время печатания с каждого негатива экспозицию подбирали таким образом, чтобы нормально проработалось только изображение гусей, а небо на фотобумаге давало бы минимальную плотность. В результате получилась вполне реалистическая фотография с интересной уравновешенной композицией. Если сравнить конечный результат с малоинтересными исходными изображениями, то станет ясным преимущество этого приема печатания.

Роль маски при печатании может выполнять восстановленное металлическое серебро.

Всем фотолюбителям известно значение характера облаков в пейзажной фотографии. Расскажем о технике впечатывания изображения облаков со второго негатива. Процесс заключается в следующем:

  1. в увеличитель вставляют негатив пейзажа, в который требуется впечатать облака, и производят экспонирование;
  2. после экспонирования отпечаток проявляют, промывают и, не фиксируя (предварительно промокнув), вновь кладут под увеличитель;
  3. в увеличитель вставляют негатив с нужным характером облаков, которые совмещают через красный светофильтр с изображением пейзажа, после чего производят вторичное экспонирование, затем вторично проявляют и фиксируют.

Надо иметь в виду, что хороший результат будет получен только в том случае, если небо на негативе пейзажа имеет большую плотность (было очень ярким при съемке). Тогда при нормальном экспонировании самого пейзажа небо будет служить как бы маской. При вторичном экспонировании проявленного отпечатка восстановленное металлическое серебро и потеря светочувствительности под ним в результате «эффекта Сабатье» способствуют тому, что изображение облаков не попадает на сам пейзаж.

Этим приемом хорошо пользоваться при силуэтном или полусилуэтном решении пейзажа. Очень светлые объекты первого негатива при вторичном экспонировании следует перекрывать дополнительной маской.

Если «эффект Сабатье» собираются использовать при печатании совмещенного изображения человека с отдельными элементами изображения другого негатива, то человека следует снимать на ровно освещенном белом фоне, причем фон должен быть значительно светлее самого яркого участка лица или костюма снимаемого человека.

Смотрите также: