© 2012 admin. All rights reserved.

Эффект Сабатье

В 1850 году была открыта закономерность светочувствительного слоя, заключающаяся в том, что если проявленное, но еще не отфиксированное изображение осветить диффузным светом, то после второго проявления получится обращенное изображение. В дальнейшем было замечено, что после первого проявления без фиксирования галогениды серебра, находящиеся в контакте с восстановленным в процессе проявления металлическим серебром, значительно теряют чувствительность к свету, т. е. происходит десенсибилизация зерен галогенидов серебра. Эта особенность позволила использовать «эффект Сабатье» для получения комбинированного изображения. Одним словом, если проэкспонировать пленку, проявить ее, промыть и, не фиксируя, высушить в темноте, а затем зарядить в аппарат и вторично проэкспонировать при съемке другого объекта, свет при втором экспонировании подействует только на те места, которые не подверглись действию света во время первой экспозиции. Участки изображения с восстановленным после первого проявления серебром служат как бы маской, не пропускающей свет при вторичном экспонировании.

Этот способ нашел применение в кинематографе для создания всевозможных трюков и получил название «мокрой блуждающей маски». Его технология заключается в следующем. Актера снимают на черном фоне. Пленку проявляют, промывают, но не фиксируют, а, высушив в темноте, вновь заряжают в кинокамеру и на нее снимают какой- либо фон, например динамический макет, имитирующий извержение вулкана. После вторичной съемки пленку обрабатывают обычным образом. С полученного комбинированного негатива печатают позитив, на котором актер будет действовать на фоне извергающегося вулкана.

Этот прием может быть использован и в фотографии. Например, можно получить снимок, на котором человек, никогда не выезжавший из родных мест, будет запечатлен на фоне индийских храмов или египетских пирамид.

Для создания такого снимка следует сфотографировать этого человека на черном фоне при обычном освещении, затем проявить пленку, не фиксируя, промыть и высушить в темноте, а затем вновь зарядить в фотоаппарат. После этого заранее выбранную фотографию задуманного фона переснять во вторую экспозицию на ту же пленку.

При втором экспонировании изображение фона получится только в тех местах, где нет объектов, снятых в первую экспозицию.

Чтобы получить снимок одной тональности и с одинаковым интервалом яркостей по всему кадру, необходимо при съемке фона правильно определить экспозицию. Делают это опытным путем. При съемке человека на черном фоне делают в одних условиях несколько снимков, на каждый из которых при вторичной экспозиции фон снимают с различными выдержками. После окончательной обработки выбирают негатив, в котором наиболее точно совместились по плотностям и контрасту оба изображения. Такая технология необходима еще и потому, что после первого проявления фотоматериалы частично теряют светочувствительность.

Основной недостаток этого способа — черный контур, возникающий вокруг изображения объекта, снимаемого на черном фоне. Образование черного контура происходит из-за того, что десенсибилизация зерен галогенидов серебра в эмульсии под слоем проявленного металлического серебра происходит во всех направлениях от проявленного слоя, а не только в его глубину. Это значит, что нечувствительной ко второй экспозиции окажется зона, лежащая вокруг изображения, снятого в первую экспозицию, что в конечном результате дает черный контур на позитиве. Чем тоньше слой, затронутый первой экспозицией, тем меньше контур, но тем слабее действует «эффект Сабатье», что может привести к просвечиванию фона после второго экспонирования.

При съемке этим способом надо следить за тем, чтобы человек был одет в светлый костюм, и освещать его без резких теней. Лучше всего получаются вечерние или ночные снимки, человек на которых при второй экспозиции проецируется на темный фон, скрывающий контур.

Надо отметить, что образование контура послужило основой некоторых приемов фотографической графики, о которых рассказано в разделе «Лабораторные приемы».

Смотрите также: