© 2012 admin. All rights reserved.

Наружные маски

При работе с наружными масками необходимо учитывать некоторые закономерности, связанные со степенью резкости границы маски (переходной зоны) на светочувствительном фотоматериале. Чем дальше от объектива находится маска, тем резче ее граница на фотоматериале. То же происходит при диафрагмировании объектива: чем меньше относительное отверстие объектива, тем резче изображение границы маски.

Маска с резкой границей изображения требует более точного совмещения. Из-за неточности совмещения границы маски и контрмаски между ними может образоваться просвет или, наоборот, граница контрмаски зайдет на участок, который при первом экспонировании был перекрыт маской. В том и другом случае на негативе это даст полосу: в первом случае — черную, во втором — белую.

Легче совмещать маску с контрмаской при нерезкой границе их изображения. Практикой установлено, что такого рода съемки лучше производить при удалении маски и контрмаски от объектива на четыре-шесть фокусных расстояний. В этом случае небольшая неточность при совмещении границ будет незаметной.

Наружная маска, расположенная вблизи объектива (ближе двух фокусных расстояний), действует за счет большой нерезкости границы как нейтрально-серый оттененный фильтр. Передвигая маску вверх и вниз, можно использовать ее для притемнения части кадра, например неба.

Форма наружной маски может быть любой и зависит от очертаний снимаемого объекта и участка изображения, подлежащего маскированию. Она может повторять очертания объекта, например архитектурные линии, складки портьеры, и перспективно совмещаться с ними в изображении на светочувствительном материале. Это позволяет сделать линию совмещения незаметной даже при неточном соединении маски с контрмаской.

При абсолютно точном совмещении границ маски и контрмаски величина переходной зоны и форма границы не имеют значения, их не будет видно даже на ровном фоне. Так как граница совмещения находится в пространстве объекта съемки, в ряде случаев необходимо знать величину переходной зоны границы маски. Например, нужно создать эффект некоторого общения «двойников»: рукопожатие или прикуривание. В этом случае как при съемке с маской, так и с контрмаской человек находится очень близко к границе совмещения. При большой нерезкости границы маски может оказаться, что человек в одной из экспозиций будет находиться в пространстве переходной зоны. В этом случае сквозь изображение человека, особенно если он одет в темный костюм, будет просвечивать изображение фона, снятого в первую экспо-зицию. Чтобы точно определить местоположение человека в каждую из экспозиций, необходимо произвести несложный расчет величины переходной зоны в пространстве объекта съемки. Эта величина Z зависит от расстояния до объекта съемки d, расстояния между маской и объективом т и диаметра действующего отверстия объектива D и выражается формулой:

D(d—m) т

Смотрите также: