© 2011 admin. All rights reserved.

Применение масок и контрмасок

Съемка кадра по частям. Применяя маски и контрмаски, можно производить съемку кадра по частям. Маской называется светонепроницаемая черная заслонка, перекрывающая от экспонирования часть кадра. Маска применяется в сочетании с контрмаской, которая при вторичной съемке перекрывает экспонированную часть кадра и оставляет открытой неэкспонированную. Например, если при первой экспозиции маска закрывает правую часть кадра, то при второй экспозиции контрмаска, наоборот, закрывает левую часть кадра и открывает правую.

Простейший случай применения масок и контрмасок — съемка «двойников», т. е. съемка одного человека в разных частях кадра и получение фото, как бы снятого в одну экспозицию. Техника съемки заключается в следующем. Перед укрепленным на штативе фотоаппаратом устанавливают маску, закрывающую часть кадра, и производят съемку. Изображение человека, естественно, будет расположено в другой части кадра. После первого экспонирования перед аппаратом устанавливают контрмаску, граница которой должна точно совпадать с границей мае- ки, после чего маску убирают. Человек переходит в другую часть кадра, и съемку повторяют.

Съемку кадра по частям используют и для создания композиции из разных элементов натуры, находящихся в разных местах. Необходимое условие при такого рода съемках — неподвижность маски и контрмаски по отношению к объективу аппарата в момент перемены точки съемки.

Съемка с масками требует не только точной установки и совмещения границ маски и контрмаски, но и стабильности условий съемки, выражающихся в одинаковой выдержке, диафрагме и количестве освещения. В противном случае изображения в разных частях кадра будут отличаться по плотности, что приведет к браку.

Маски бывают трех видов:

  • контактные
  • промежуточные
  • и наружные.

Контактные маски устанавливают непосредственно перед светочувствительным материалом, поэтому они создают резкую границу раздела. Эти маски хорошо известны в фотографии: их применяют для деления фотоматериала большого формата на две, четыре части и т. д.

Промежуточные маски располагают между объективом и фотоматериалом, они создают размытую, нерезкую границу раздела. Чем ближе маска к фотоматериалу, тем резче ее граница. Ввиду сложности установки таких масок внутри фотоаппарата, их редко применяют при съемке, но зато довольно часто при проекционном печатании.

Наиболее часто при съемке используют наружные маски, которые устанавливают на разном расстоянии перед объективом аппарата.

Маски изготовляют из картона или плотной бумаги. Со стороны объектива маску закрашивают черной матовой краской, а при натурных съемках поверхность ее, обращенную к объективу, еще и перекрывают от света.

Специальных конструкций для крепления различных насадок и масок перед объективом аппарата нет. Обычно их изготовляют индивидуально. Часто пользуются рамками, укрепленными с помощью различных струбцин или конгресного винта на штативе или непосредственно на аппарате. Приспособления для крепления маски и контрмаски должны обеспечивать:

  1. точное совмещение границ маски и контрмаски;
  2. возможность установки маски на различном расстоянии от объектива.

Границу между маской и контрмаской на снимке не должно быть видно. Фотография должна смотреться так, как если бы она делалась в одну экспозицию. Это обеспечивается точным совмещением границы маски и контрмаски. Необходимое условие съемки — неподвижность маски и контрмаски по отношению к объективу фотоаппарата. Естественно, что снимать надо со штатива и аппаратом, в котором отсутствуют все виды параллакса.

Смотрите также: