© 2011 admin. All rights reserved. Б. Алешкин. Танец

Негативы, диапозитивы и псевдосоляризация

Комбинируя разные по плотности и контрасту негативы и диапозитивы, создают необычные тональные соотношения, как на фотографиях Франтишека Дворжека «Улов» или Б. Покровского «В сказке».

Для получения изображения в виде графического рисунка одной линией (белой или черной) применяется техника псевдосоляризации, как на фотографии «Архитектурные формы». Чаще техника псевдосоляризации, т. е. дозированная засветка экспонированного светочувствительного материала во время проявления, позволяет по-лучить обобщенное изображение без ненужных деталей и фактуры, как, например, на фотографиях Яна Биртуса «Рабочие».

Техника псевдосоляризации часто сочетается с приемами фоторельефа и многократного контратипирования, что позволяет добиваться многообразия изобразительных решений в разных жанрах.

Еще больше возможностей содержится в сочетании приемов вместе с технологией изогелии. В чистом виде изогелия позволяет получать изображение с четким, скачкообразным разделением тонов, как это бывает в плакатах, эстампах, линогравюре. Минимальное количество тонов — два (черный и белый), как, например, на фотографии Леопольда Фишера «Буря». Три-четыре тона создают более пластичное изображение. Такое решение часто используется в жанре портрета и пейзажа (см. фотографии Р. Баран «Штурман», «Портрет»).

Из приведенных примеров видно, что приемы съемки, печатания и лабораторные процессы бесконечно разнообразны. Часто один и тот же замысел можно решить различными приемами как непосредственно при съемке, так и во время печатания. Иногда используют сочетание нескольких приемов. Все это говорит о необходимости свободного владения техникой фотографии, всеми возможными в ней способами создания снимка.

Знание фотографической технологии и умение правильно выбрать подходящий способ расширяют возможности фотолюбителя, обогащают изобразительные средства, позволяют ставить и решать самые сложные творческие задачи. Однако каждый фотолюбитель должен постоянно помнить о том, что не следует усложнять задачу там, где она проста, и тем более там, где она и без того сложна.

Подробный рассказ о том, как пользоваться тем или иным способом съемки и печатания, читатель найдет в следующих разделах книги.

Смотрите также: