© 2011 admin. All rights reserved. Микко Оксанен. Дождь

Точка съемки и ракурс

Понятие точки съемки определяется положением объектива фотоаппарата относительно объекта съемки. Для обычных объективов за точку съемки можно принимать оптический центр объектива.

От точки и направления съемки зависит построение перспективного изображения в кадре, создающего ощущение пространства и протяженности. Форма изображаемых предметов часто создается за счет ракурса, т. е. съемкой под острым углом с верхней, нижней и боковых точек.

Объективы правильно передают перспективу и форму предметов. Однако короткофокусные объективы при ракурсной съемке с слишком близкого расстояния как бы искажают их, масштабное соотношение деталей первого и дальнего планов оказывается на снимке неестественным, преувеличенным, например при съемке портрета с нижней точки подбородок будет выглядеть слишком большим по отношению к размеру глаз. И несмотря на то, что объектив правильно изобразил объект съемки, он в силу нашей привычки рассматривать с определенного расстояния подобные объекты кажется нам на снимке искаженным.

Специально выбранные точка съемки и ракурс могут стать выразительными приемами для более острого и образного показа объекта. Этим приемом широко пользуются в фоторекламе для создания фотокарикатур и фотошаржей.

Точку съемки и ракурс можно использовать для свое-образного маскирования, например при съемке портрета можно «скрыть» недостатки лица, «уменьшить» или «увеличить» его детали.

Специальным образом выбранные точка съемки и ракурс по отношению к объекту позволяют получать эффектные снимки. В кино таким приемом пользуются для съемки «опасных» кадров (например, актера, взбирающегося по вертикальной водосточной трубе или стене дома). В этом случае декорацию дома устанавливают под некоторым углом на пол павильона или натурной площадки, и актеру остается правдиво имитировать движения с трудом и опасностью взбирающегося человека. Необычная точка съемки и ракурс позволяют оператору получить реалистическое изображение.

Посмотрите на фотографию Вилема Геккеля «На стене ледника Мижирги» (раздел «Вместо введения»). Такой эффект нетрудно имитировать при съемке по схеме, показанной на рис. 1. Для этого необходимо подыскать хотя бы небольшой холм, на верхнюю или среднюю часть которого должен лечь человек в определенной позе. Аппарат устанавливают внизу таким образом, чтобы ракурс соответствовал поставленной задаче.

Съемку лучше проводить в пасмурную или безоблачную погоду, так как если в кадр попадут дальние облака, то они своим масштабом и формой выдадут технику съемки. Характер освещения, направление света, длину теней подбирают в зависимости от характера рельефа местности. Надо помнить, что при восходе и заходе солнца лучше освещаются вертикальные плоскости, а днем, наоборот, — горизонтальные. Поэтому, если нужно получить эффект дневного солнечного освещения, съемку следует производить утром или к вечеру. В этом случае горизонтальные поверхности, а они должны на снимке выглядеть вертикальными, будут освещены меньше. Низкое контровое освещение может расшифровать технику съемки, так как от человека и неровностей рельефа пойдут длинные тени, которых не должно быть на вертикальной поверхности.

Выбрав место и учтя все изобразительные элементы, можно получить снимок, отличить который от снятого в действительно опасных условиях будет очень трудно.

Пользуясь этим приемом, можно получить, например, фотографию-шутку, на которой ваш родственник или знакомый, никогда не занимавшийся спортом, «выполняет» на спинке стула акробатическую стойку на голове. Снимают это таким образом: стелят на пол или на площадку на улице несколько полос обоев, досок, имитирующих стенку, или черный бархат и кладут на этот фон стул. Тот, кого фотографируют, ложится и принимает нужную позу, прижимаясь головой к спинке стула. Точка съемки должна быть сверху. Для большей убедительности все детали костюма загибают, а волосы зачесывают кверху, так как при стойке они должны спускаться вниз. На фон в перевернутом по отношению к человеку виде кладут картину или фотографию в рамке.

Существенным недостатком такой съемки может быть ощущение приклеенности человека к фону. Любое теневое освещение еще больше подчеркнет этот недостаток.

Смотрите также: