© 2011 admin. All rights reserved. Е. Кале. Бег

Выдержка и диафрагма фотоаппарата

Фотографическая выдержка — одна из составляющих экспозицию при съемке. Изменяя ее, можно получить некоторые изобразительные эффекты в фотографии. Так, увеличение выдержки при съемке с панорамированием движущихся объектов даст возможность получить сравнительно резкое изображение движущегося объекта при абсолютной смазанности фона, часто хорошо подчеркивающего скорость самого движения. Наоборот, очень короткая выдержка этого же движущегося объекта создаст полную резкость как самого объекта, так и фона, что в ряде случаев поможет рассмотреть и сопоставить объекты на снимке или акцентировать внимание зрителя на отдельных фазах движения.

Многократное экспонирование с короткой выдержкой позволит получить снимок улицы города в часы большого движения, причем так, что сняты будут только неподвижные объекты (улица, дома и т. д.). Выбрать момент, чтобы было хорошее освещение и не было никакого движения на оживленных улицах,— невозможно. В подобной обстановке поступают следующим образом: строго с одной точки несколько раз производят съемку одного кадра с очень короткими экспозициями. Например, если при обычной съемке нужна выдержка в 1/100 с при относительном отверстии объектива 1:4, то для съемки этого же кадра, но без движущихся объектов, потребуется тридцать две отдельные экспозиции с выдержкой 1/1oo с, но при диафрагме 1:22. Суммарная экспозиция для неподвижных объектов останется той же, а для движущихся она будет настолько мала, что эти объекты на светочувствительном материале не проработаются. Естественно, что аппарат надо прочно укрепить на устойчивом штативе, а экспонирование производить центральным затвором.

При такой съемке могут возникнуть неудачи вот какого характера: если попавшие в кадр стоящие автомобили до окончания съемки с многократным экспонированием уедут, то на пленке в том месте, где они стояли, получится туманное просвечивающееся изображение.

Своеобразное изображение улиц ночного города без движущихся объектов получают и с применением длинной выдержки. Снимите с длинной выдержкой с верхней точки ночью городскую улицу с потоком проходящих машин. На снимке получится достаточная проработка городского пейзажа с ореолами около фонарей и окон домов, но без автомашин. Вместо них улицу исчертят светлые полосы. Так как машины движутся, экспозиции для их проработки не хватает, зато хорошо прорабатываются светящиеся фары и подфарники. Чем медленнее пройдет машина, тем светлее станет полоса на фотографии. (Зная выдержку и длину полосы на фотографии, легко узнать скорость движения автомашины.)

Ф. Федоров. Салют в Киеве

На фотографии «Салют зиме» запечатлен с длинной выдержкой. Полученное изображение напоминает огненную реку или потоки лавы, обрушившиеся на ночной город.

То же самое происходит при съемке с большой выдержкой салютов и фейерверков. Съемка на фоне темного неба позволяет открыть затвор фотоаппарата и выждать появление очередного залпа. Для большей нарядности на один и тот же кадр можно снять несколько залпов фейерверка, которые на снимке будут выглядеть своеобразными светящимися фонтанами.

Заход Плеяд за склон Ломоницкого щита. Сначала аппарат одну минуту поворачивался вместе с этим звездным скоплением, а затем был остановлен; из-за вращения Земли следы Плеяд растянулись;

Все светящиеся или освещенные движущиеся объекты при съемке их с большой выдержкой в темноте изменяют форму или изображаются на снимке в виде светлой линии, показывающей траекторию их движения. Так, звезды при съемке ночного пейзажа с выдержкой в несколько часов на снимке получаются в виде дуг. За исключением Полярной звезды, расположение которой совпадает с осью вращения Земли и поэтому изображение на снимке будет в виде светлой точки.

Таким образом, в результате съемок ночных городских пейзажей, салютов, фейерверков, звездного неба с длинной выдержкой получают необычное, несколько фантастическое изображение. Естественно, длинная выдержка предполагает съемку со штатива.

Причудливые орнаменты в виде переплетения белых и цветных линий (в случае цветной съемки) получают при съемке так называемого светящегося маятника.

В качестве маятника используют небольшую электрическую лампочку, подвешенную на тонкой проволоке или шпагате. Аппарат кладут на пол или на землю, если съемка производится на улице ночью на фоне неба, объективом в сторону висящей лампочки. Сначала лампочку раскачивают по определенной траектории, затем свет включают и открывают затвор фотоаппарата. При съемке не должно быть постороннего света. Экспозицию устанавливают диафрагмированием объектива и изменением скорости движения лампочки с таким расчетом, чтобы на светочувствительном материале получился только светящийся след. Такую съемку, как правило, производят в несколько экспозиций, причем в каждой экспозиции можно изменять траекторию движения, масштаб, резкость, яркость или цвет изображения, можно применять искажающие стекла, вазелин или диффузион. В момент любых изменений объектив должен быть закрыт. Перед съемкой подобного рода эффектов желательно сделать эскиз будущего изображения и провести несколько визуальных репетиций.

Демонстрация вращения Земли. Снимок сделан из небольшого планетария Цейса. В центре — Полярная звезда

Изменением траектории и направления движения, выбором масштаба изображения и его цвета, распределением резкости и яркости в каждой из экспозиций, применением различных искажающих и преломляющих сред можно получить интересные декоративные снимки, орнаменты и узоры.

Смотрите также: