© 2011 admin. All rights reserved. Вацлов Ниру. Отражение

Зеркальная приставка для фотоаппарата

Зеркальную приставку изготовляют таким образом, чтобы она не бросалась в глаза, а имела вид бленды, надеваемой на объектив фотоаппарата. Наводку объектива на резкость производят по объекту, как и при обычных съемках.

С помощью такой приставки можно снимать, оставаясь незамеченным. Для этого достаточно прикрыть фотоаппарат журналом, газетой или производить съемку из-за угла здания, из-за дерева.

Зеркальную приставку следует применять при съемке на зеркальных аппаратах или аппаратах со сквозной наводкой.

Приставку закрепляют либо на корпусе аппарата с помощью струбцины, либо конгресным винтом прикрепляют к отверстию, сделанному в нижней части аппарата для крепления на штативе.

Зеркало для приставки должно быть с наружным покрытием отражающего слоя.

Это нужно для того, чтобы не получилось сдвоенного изображения отраженных объектов, как при использовании обычных зеркал, в которых отражение происходит не только от зеркального слоя, но и от верхней поверхности стекла.

Зеркала с наружным покрытием амальгамой дают лучшее качество изображения. Однако таких зеркал в продаже нет, поэтому приведем рецепт их изготовления, рекомендованный М. С. Навашиным в книге «Телескоп астронома-любителя» (Издательство технико-теоретической литературы, 1949). Он пишет: «Первое условие для получения хорошего серебряного слоя — это чистота поверхности зеркала. Чистка производится азотной кислотой и щелочью. Обычно употребляют разведенный 50-ный раствор азотной кислоты и 10—15-ный раствор едкого кали или натра. Поверхность зеркала моют смоченной в кислоте ватой, защитив руки резиновыми перчатками. После того как вся поверхность зеркала начинает равномерно скрипеть при протирании смоченной ватой, его обмывают и снова моют таким же способом, на этот раз щелочью. Затем зеркало тщательно моют во многих водах, ополаскивают в дистиллированной воде и оставляют под слоем дистиллированной воды. Обычно считается, что высушивание недопустимо, однако Н. Г. Пономарев, заслуженный советский конструктор астрономических инструментов, перед серебрением обсушивал зеркало фильтровальной бумагой и вполне успешно серебрил сухие поверхности.

Известно несколько составов для серебрения. Вот наиболее распространенный рецепт:

Раствор 1

  • Азотнокислого серебра – 2 части
  • Дистиллированной воды – 20 частей

Раствор 2

  • Едкого кали (хим. чистого) – 2/3 части
  • Дистиллированной воды – 20 частей

Раствор 3 (запасной)

  • Азотнокислого серебра – 1 часть
  • Дистиллированной воды – 60 частей

Раствор 4 (восстанавливающий)

  • Сахара-рафинада – 20 частей
  • Дистиллированной воды – 200 частей
  • Крепкой азотной кислоты – 1 часть
  • Алкоголя (винного) – 20 частей

Последний раствор, служащий для восстановления металлического серебра из раствора, должен «созреть», поэтому его следует готовить заранее. Если желательно серебрить немедленно, то раствор сахара кипятится с азотной кислотой до появления желтой окраски; после охлаждения добавляется спирт.

Само серебрение ведется так. К нужному количеству раствора 1 (из расчета 3—5 г азотнокислого серебра на каждые 100 см² поверхности зеркала) приливают понемногу капельницей крепкий аммиак, постоянно размешивая раствор; при этом выпадает бурый осадок окиси серебра, который постепенно растворяется. Как только осадок растворится (не следует допускать избытка аммиака), к смеси понемногу, опять тщательно размешивая, добавляют раствор 2 в количестве, равном количеству раствора 1. Снова выпадает бурый осадок, который опять растворяют, осторожно добавляя аммиак до не совсем полного растворения. Затем понемногу добавляют, тщательно взбалтывая, раствор 3 (запасной) до появления желтоватой мути и процеживают раствор через вату. После этого отмеряют раствор 4 (восстанавливающий) в таком объеме, чтобы количество сахара в нем было равным половине взятого количества азотнокислого серебра (около 50 см³ на каждые 100 см³ раствора 1).

К этому времени заранее вымытое зеркало должно быть помещено в посуду для серебрения. Зеркало можно серебрить, положив его рабочей поверхностью вверх или вниз. Каждый из этих способов имеет свои достоинства и недостатки. При серебрении зеркала рабочей поверхностью вверх легче следить за процессом серебрения, но на металлический слой садятся комочки выделяющегося при этом осадка. Пользуясь этим способом, зеркало ради экономии серебра не кладут на посуду, а делают вокруг его края высокий бортик из парафинированной бумаги, так что дном служит само зеркало, покрытое тонким слоем воды. При серебрении рабочей поверхностью вниз осадок не пристает, но следить за ходом процесса затруднительно; кроме того, зеркало приходится подвешивать, приклеивая к его задней поверхности какую-нибудь держалку. Зеркало погружено в воду, налитую в посуду. Приготовленный, как описано выше, раствор серебра быстро смешивается с отмеренным количеством раствора сахара и выливается на зеркало.

Необходимо все время энергично покачивать зеркало, особенно при серебрении рабочей поверхностью вверх. Свежий раствор очень быстро краснеет, потом буреет, чернеет и, наконец, сереет, когда начинается уже настоящее отложение металлического слоя. Обычно процесс продолжается не более трех минут.

Если серебрение производится рабочей поверхностью вверх, то видно, что зеркало начинает ярко блестеть, а на его поверхности осаждаются темные зерна осадка. Чтоб этот осадок не пристал и не оставил пятен, в жидкость, поддерживаемую в беспрерывном движении, бросают кусочки ваты, которые, двигаясь во все стороны, сметают зерна осадка. Как только жидкость начинает светлеть, ее быстро сливают и тщательно обмывают зеркало струей воды, смахивая с него комком мокрой ваты остатки осадка. Потом ополаскивают его дистиллированной водой и ставят сушить не ребро. Для сушки лучше сначала осторожно промокнуть зеркало листом чистой фильтровальной бумаги.

Высохшее зеркало полируют комком ваты или лучше мягкой стираной замшей, которой обертывают ватный тампон. После нескольких минут полировки протирают зеркало ватой или замшей. Полировка производится без всякого нажима, круговыми движениями. Если серебрение удачно и слой крепок, то полировка получается очень хорошей, а серебряный слой приобретает сильнейший блеск».

При хранении зеркал надо учитывать весьма малую прочность серебряного слоя. Зеркала укладывают в специально изготовленные коробки с пазами и таким образом, чтобы рабочие края зеркала ни при каких условиях не соприкасались с футляром. Ни в коем случае нельзя касаться серебряного слоя пальцами или протирать тампоном; его надо обдувать резиновой грушей или снимать с него отдельные пылинки мягкой беличьей кистью.

Смотрите также: