© 2011 admin. All rights reserved. В. Богатырев. Вода в нашей жизни

Особенности фотоискусства

Когда человек первый раз начинает рассматривать окружающие его предметы через сильную лупу, он открывает для себя новый мир: полированное оказывается шероховатым, острое выглядит тупым, плотная ткань превращается в сетку. При съемке простых вещей сверхкрупным планом можно создать на снимке своеобразную сказочную обстановку: щетку можно превратить в непроходимый лес, из мелких кристаллов или пыли, сфотографированных на черном фоне, создать бездонный космос, из папиросных гильз получить величественную колоннаду, а из взбитой мыльной пены — причудливый воздушный замок. Но особенно интересной может быть съемка мелких животных, насекомых и растений.

Утверждение, что чем больше снимаешь, тем больше возможности верно, но лишь когда под съемкой подразумевается не только спуск затвора, а и большая подготовительная работа по выбору сюжета, композиции, характера освещения, приема съемки. Сама съемка должна стать естественным результатом проделанной работы.

Существует мнение, что в репортажных снимках нельзя использовать приемы художественной фотографии, например заранее придуманные композиции, свет, режиссуру и т. п. Якобы все это может нарушить документальную правду. В то же время снимки разных фотокорреспондентов, снявших одновременно и одинаковой техникой одно и то же событие, не будут одинаковыми. Это говорит о том, что человек с фотоаппаратом, хочет он того или нет, всегда отражает событие через призму своих ощущений и получить интересный снимок, в меру своих профессиональных способностей.

Опытные фотожурналисты всегда готовятся к предстоящим съемкам. Особенно это относится к фотоочеркам, съемка которых требует заранее продуманного, четкого плана, организации и даже режиссуры. При этом часто пишут фотосценарий и продумывают все варианты не только репортажных снимков, но и фотографий-заставок, с которых начинается рассказ. Посмотрите снимок В. Богатырева из фотоочерка «Вода в нашей жизни». Несмотря на то, что эта фотография далека от «чистого» репортажа, она в образной, несколько условной форме раскрывает тему и отношение к ней автора, направляет зрителя в русло научной проблемы, отраженной в фотографиях очерка.

«Вот почему кроме репортажных кадров,— пишет В. Богатырев о работе над фотоочерком,— необходим снимок, в котором ясно и четко сформулирован — фотографическим языком!— смысл научного поиска. Такой снимок позволит лаконично, плакатно решить главную идею информации»

Смотрите также: