© 2011 admin. All rights reserved. в. Кагайлис. ИЛ-18 вылетает из Риги в Москву

Роль неба в пейзаже

Большую роль в пейзаже играет характер неба. «Было бы трудно назвать категорию пейзажей, в которых бы небо не являлось ключом, масштабом, основным моментом впечатления»,— писал по этому поводу английский пейзажист Д. Констебль («Мастера искусства об искусстве», М., Огиз, 1933).

Каждому фотографу хорошо известно, сколько терпения и времени надо затратить на ожидание подходящего состояния облаков, чтобы снять необходимый по настроению пейзаж. Заранее подобранная фототека и умение пользоваться приемами монтажа превратят этот труд в приятный творческий процесс созидания. Имея под рукой различные изображения, можно выбрать именно то, которое отвечает настроению данного пейзажа. На фотографии Леона Балдиса редкое состояние как бы взорвавшихся облаков при соединении с пейзажем придает ему напряженный, символический характер.

Кто хоть раз попробовал «исправить» снятый пейзаж изображением облаков с другого негатива, тому безусловно пришла в голову мысль: «А что, если не только облака? » И действительно, можно привести много удачных примеров, когда техника позволила усилить композиционные акценты или создать соответствующее настроение.

Попробуйте убрать изображение самолета в снимке В. Кагайлиса «ИЛ-18 вылетает из Риги в Москву», и композиция станет малоинтересной. Несколько увеличенное, полусилуэтное изображение самолета уравновешивает композицию и создает ощущение пространства.

Как масляная живопись, акварель, пастель и другая техника выбирается художником как единственная возможность изобразить задуманное, так и приемы в фотографии используются как средство максимального выражения мыслей и чувств автора.

Использование различных приемов в пейзаже, по-видимому, можно объяснить многообразием явлений и состояний самой природы, для выражения которых бывает недостаточно классического фотографического процесса (увидел — снял — проявил — напечатал), а требуется что-то иное, направленное на более глубокое выражение темы как в плане наблюдения, так и изобразительного решения. Посмотрите на фотографию корреспондента АПН И. Зотина «Останкинский телецентр» на тему «Москва в 2000 году». В ней ярко передано ощущение городского пейзажа будущего города, выраженное не с позиции полной фантастики, а непосредственной связи с современной жизнью. Автор выбрал сложный технический путь для решения своего замысла, но результат говорит сам за себя.

Для выполнения замысла фотограф, в конце концов находит одно-единственное решение, которое и стремится довести до совершенства.

Смотрите также: