© 2011 admin. All rights reserved. И. 3отин. Останкинский телецентр

Зернистось фотографий

Зернистость изображения, с которой приходится бороться в обычной фотографии, иногда становится выразительным приемом. Так, зернистость, увеличенная растром, создает впечатление гравюры (как на фото Микко Оксанена). Невозможно назвать объекты, которые будут лучше переданы путем крупнозернистого (или растрового) изображения. Некоторые утверждают, что, например, для мужского лица такое изображение приемлемо, а для женского — нет, но посмотрите на фотографию Хаиме Хорба Аулес «Брижитт», и это утверждение перестанет быть столь категоричным.

Автору пришлось снимать множество фотодокументов для фильма «Обыкновенный фашизм» (режиссер М. Ромм). Оказалось, что небольшая фотография (размером до 13 х 18 см) и полученное с нее сверхувеличение в размер киноэкрана (имеется в виду киносъемка и проекционное увеличение) производят совершенно различное впечатление. Зернистость изображения в этих случаях (а речь идет о фотографиях узников Освенцима) не только не мешает, а, наоборот, усиливает ощущение подлинности показываемых событий. Зерно, которого мы так боялись, приступая к киносъемкам фотографий, стало элементом изображения, вносящим документальную правду.

Существует ряд приемов, как бы стоящих на границе между живописью и фотографией: техника фотографии в них удачно сочетается с живописным процессом. Это в первую очередь бромойль. Процесс трудоемкий, требующий специальных знаний обработки позитива и нанесения красок на отбеленный позитив. Как видно из снимка Н. Свищова-Паола «Блондинка», получившего золотую медаль на фотовыставке в Париже, бромойль заключает в себе большие изобразительные возможности. Фотохудожники пользовались им в разных жанрах и добивались замечательных успехов. С помощью бромойля можно из-менять подробности изображения, приглушать их или, наоборот, делать на них акценты. Можно менять характер фотографического рисунка. Короче говоря, бромойль открывает неограниченные возможности для живописного творчества фотохудожника.

На выставках, в журналах и фотографических альбомах часто можно встретить фотографии, стилизованные под графику. Это может быть простое силуэтное решение, какое мы видим на фотографии Тибора Леви «Силуэты», но чаще снимки решаются в виде контурного рисунка. Обычно такое изображение получается техникой фото-рельефа — за счет умышленного не совмещения изображений негатива и диапозитива, сложенных вместе во время печатания.

Смотрите также: