© 2011 admin. All rights reserved.

Социальная хроника

Уникальный талант фотографа состоит в создании неповторимого документального изображения. В начале 1870 гг. англичанин Джон Томсон устанавливал камеру в беднейших кварталах Лондона. В 1889 г. Якоб Рийс, используя скрытую камеру и примитивное оборудование для вспышки, с такой правдивостью запечатлел деградирующих людей в трущобах Нью-Йорка, что были внесены изменения в законы. Социолог Льюис Хайн также использовал фотографию как оружие для социальных изменений. Среди множества снимков были фотографии растерянных и напуганных семей итальянских иммигрантов. Сделанные им снимки работающих детей, подобно работам Рийса, способствовали изменению законов о детском труде.

Питер Генри Эмерсон был одним из первых, создавших документальную хронику жизни общества (1889). Уже в викторианскую эпоху такие традиционные занятия норфолкских женщин, как сбор камыша, исчезали. На рубеже веков американец Эдвард С. Кертис приступил к проекту, растянувшемуся на 30 лет, и начал снимать племена коренных американцев США и Канады.

Он был потрясен массовым уничтожением большей части индейских племен европейскими поселенцами и разрушением их богатой и древней духовной культуры. Его мрачноватые и формальные снимки индейских вождей, церемоний и поселений похожи на элегию умирающей расе.

Часть предпринятого в 1935 г. Франклином Рузвельтом «Нового курса» стало правительственное финансирование кампании по изучению причин нищеты в сельской местности. В районы, подверженные экономической депрессии, посылались группы фотографов, чтобы представить документальные свидетельства положения, в которое попали обнищавшие фермеры. Одним из таких фотографов был Уокер Эванс. Его спокойный, даже холодный стиль с особым красноречием обнажил нищету и убожество человеческого существования в лачугах. В этом же ключе работала и Дороти Ланге, работы которой полны сочувствия к семьям эмигрантов, отправляющихся в неизвестность на переполненных людьми ветхих грузовичках. Участник Сопротивления, русский еврей Роман Вишняк тайно фотографировал жизнь гетто в Варшаве и других местах Восточной Европы.

Искусство фотожурналистики 1930-х гг. обязано своим расцветом появлению 35-мм камеры и развитию иллюстрированных журналов. Наиболее известным фотокорреспондентом того периода стал Анри Картье-Брессон. Он учился на художника и привнес в свои фотографии чувство композиционного равновесия и интуитивное понимание того, что он сам назвал «решающим моментом». Самые знаменитые его снимки представляют собой ироничный комментарий человеческой комедии.

Сосредоточенность на болезнях общества может стать опасным занятием и привести художника к изолинии. Так, Юджину Смиту, уважаемому фотографу журнала «Лайф», едва не стоил жизни его репортаж о японской рыбацкой деревне, жителям которой грозило отравление ртутью. Бразилец Себастио Селгало заниматься съемкой рунного труда при обработке сырья. Его снимки воочию доказывают, насколько близки к летальным условия труда рабочих в странах третьего мира.

Смотрите также: